Доклад К.А.Зонова на заседании Правительства УО 16.02.2011

Доклад К.А.Зонова на заседании Правительства УО 16.02.2011

Об итогах работы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в 2010 году и задачах на 2011 год


Доклад на заседании Правительства
Ульяновской области 16.02.2011г.


В Ульяновской области на начало 2011 года зарегистрировано около 70 тысяч природопользователей и природных объектов, подлежащих государственному экологическому контролю. При этом федеральному контролю подлежат всего чуть более 650 объектов (511 ЮЛ и предпринимателей, 2 федеральных заказника, 60 водных объектов, 79 месторождений полезных ископаемых). То есть, на 1 инспектора Госэкоконтроля приходится около 4000 подконтрольных объектов.

В 2010 году Комитетом рассмотрено 407 дел об административных правонарушениях (в 2008г. - 352 дела, 2009г. - 362 дела). Привлечено к административной ответственности 398 лиц, в том числе 20 юридических и 375 должностных.

Количество выявленных и пресечённых нарушений по сравнению с 2008 годом (526 нарушений) и 2009 годом – (601 нарушение), постоянно увеличивается. За 2010 год выявлено 628 нарушений.

В 2010 году наложено штрафов на сумму 2 976,0 тыс.руб., взыскано – 1 985,1 тыс.руб. (66%). В 2008 году наложено - 1 893,5 тыс. руб. взыскано - 1 335,3 тыс. руб. По сравнению с 2008 годом сумма штрафов увеличилась в полтора раза.

В дополнение к плановой работе, в 2010 году по поручению Губернатора Ульяновской области С.И.Морозова Госэкоконтролем совместно с природоохранной и районными прокуратурами проведены рейды по выявлению несанкционированных свалок. На территории 48 поселений зафиксировано более 120 (121), а в придорожных полосах автодорог - 37 свалок мусора и отходов. По результатам рейдов Комитетом по ст. 8.2 КоАП РФ оштрафованы на 10 тыс. рублей более 40 руководителей муниципалитетов, судами области удовлетворено 54 иска об обязании администраций поселений ликвидировать свалки. На конец отчётного года ликвидировано 67 свалок, сроки по остальным не истекли и находятся на контроле.

Захламление придорожных полос областных автодорог мусором и отходами происходит, в том числе и от того, что владельцам автодорог областного значения и эксплуатирующим организациям не вменено в обязанность уборки 30-метровой придорожной полосы от мусора, как на автодорогах федерального значения.

По итогам контрольных мероприятий, а также деятельности рабочей группы по увеличению платы за НВОС под руководством председателя Госэкоконтроля, в 2010 году обеспечено увеличение поступлений в доход бюджетов всех уровней платы за негативное воздействие на окружающую среду (платы за НВОС), в консолидированный бюджет области поступило - 110 млн. рублей, в том числе по плану дополнительных обязательств - 28,6 млн. рублей. Во все уровни бюджетов поступило 137,5 млн.рублей при плане 101,7 млн. рублей или 135,2%. Для сравнения, в 2009 году поступило 125 млн. рублей, то есть уровень прошлого года превышен на 12,5 млн. рублей. При этом затраты на содержание Комитета в 2010 году составили чуть более 9 млн.рублей.

В сфере лицензирования оборота лома чёрных и цветных металлов Комитетом проведено 108 проверок исполнения лицензионных требований и условий (в 2009 году – 98). Совместно с УВД по Ульяновской области проверены 24 нелегальных пунктов приёма металлолома, в результате составлено 8 протоколов и подготовлены материалы для возбуждения уголовного дела по факту краж канализационных люков в Железнодорожном районе г.Ульяновска.

По результатам деятельности досрочно прекращено действие 4 лицензий на оборот лома металлов (при этом новых не оформлено ни одной), переоформлено ранее действовавших – 31, исключено из реестра 7 объектов приёма и переработки металлолома. В итоге по сравнению с 2009 годом число действующих лицензий сократилось до 119. Из действующих на данный момент 91 предприятия по заготовке и переработке металлолома реально работают не более 30-40%, наиболее крупные из них: заготовители ОАО «УНП «Вторчермет», ООО «Индустрия», ООО «Поволжская компания», ООО «Тосна», ООО «Мета», и переработчики: ЗАО «Вторсплав», ЗАО «Энергоизделие», ООО «Солекс», ООО «Орион-Димитровград».

В соответствии со своими полномочиями Комитет осуществляет ведение Кадастра отходов Ульяновской области. Согласно Кадастру отходов за 2009 год в Ульяновской области зафиксировано 665 объектов размещения отходов, в том числе 321 – ТБО, 61 – промышленных отходов, 271 – биологических и 2 – агрохимикатов. Общая площадь занимаемых ими земель составляет более 725 га. Общая масса захороненных ТБО составляет 2,62 млн. тонн. При этом из 321 объектов ТБО только 18 имеют лицензию на размещение отходов, т.е. де – юре являются санкционированными, не более половины имеют какие-либо документы на отвод земельного участка. Сведения по кадастру отходов 2010 года будут обработаны к маю 2011 г.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.10.1997 №1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» на Комитет возложены функции регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации, обеспечивающего функционирование системы учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на областном уровне.

В настоящее время на территории области зарегистрировано 8 организаций регионального уровня, использующих в своей деятельности 458 единиц приборов и оборудования с радионуклидами: это медицинские учреждения, ФГОУ ВПО «УВАУГА», Ульяновская таможня и предприятия, осуществляющие геофизические исследования.

По итогам года Госэкоконтролем в Росатом направляются отчёты по форме 2-тп (радиоактивные вещества) «Сведения о наличии, производстве, поступлении и передаче радиоактивных веществ и радионуклидных отходов» и форме 2-тп (радиоактивность) «Сведения о радиоактивных отходах, поступлении радионуклидов в окружающую среду и загрязнённых ими территориях».

В 2010 году на объектах, подконтрольных РИАЦ и расположенных на территории области, нарушений с обращением радиоактивных веществ и отходов не зафиксировано, загрязнения окружающей среды радионуклидами не было.

В своей работе Комитет обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимает по ним решения и направляет письменный ответ в установленные сроки.

В 2010 году Госэкоконтролем использовались все доступные формы работы с населением: личный приём граждан руководством Комитета, кустовыми инспекторами Комитета в райцентрах; действуют телефоны «прямой линии», «горячей линии» общий и о нелегальных пунктах приёма металлолома; установлен «Ящик приёма письменных обращений», на сайте Комитета создана рубрика «вопрос-ответ».

В Комитет поступило 307 (в т.ч. 229 или 75% из Ульяновска) обращений граждан (письменных 227, устных 80), 42 из них направлены для рассмотрения по подведомственности. Большая часть обращений касалась вопросов сбора и вывоза отходов (111, или 36%), загрязнения воздуха (70, или 23%). Проведено 97 проверок с выездом на место, по их итогам 89 лиц либо привлечены к ответственности, либо материалы направлены в прокуратуру. В результате 87% обращений в Госэкоконтроль решены положительно.

Подавляющая часть обращений граждан касается вопросов, решение которых возможно на муниципальном уровне, что говорит о недостаточном качестве работы органов местного самоуправления в сфере благоустройства и организации сбора и вывоза отходов.

Госэкоконтроль огромное внимание уделяет разъяснительной работе с предприятиями и населением. Ежегодно во всех муниципальных образованиях для руководителей и экологов предприятий проводятся обучающие семинары о требованиях природоохранного законодательства. В 2010 году в таких семинарах приняли участие более 2500 слушателей. В СМИ постоянно размещаются информационные материалы о недопустимости тех или иных экологических нарушений.

В 2010 году был значительно обновлён и информационно наполнен сайт Госэкоконтроля www.gosecocontrol.ru, в результате посещения выросли в 2,8 раза и Госэкоконтроль занял II место в областном конкурсе сайтов органов власти в номинации «Лучший дизайн сайта».

Контакты Госэкоконтроля с федеральным органами власти находятся на должном уровне. Заключены Соглашения о взаимодействии с территориальными управлениями по Ульяновской области Росприроднадзора, Россельхознадзора, МЧС России, Службы судебных приставов, ГИБДД, ФГУ «ЦЛАТИ по Ульяновской области» и др.. Комитет постоянно взаимодействует с Минприроды России и Комитетом по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ: участвует в «круглых столах», готовит предложения по законопроектам, анализирует правоприменительную практику и обменивается информацией по своему направлению деятельности.

Во исполнение поручений Президента РФ, данных по итогам заседания Президиума Государственного совета РФ от 27.05.2010, Комитетом рассмотрены и даны предложения по проектам федеральных законов по созданию экологических фондов и контролю за его деятельностью и целевым использованием средств, о разграничении полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области обращения с отходами, по проведению инвентаризации объектов накопленного экологического ущерба и его ликвидации, нормирования вредного воздействия на окружающую среду, экономического стимулирования предприятий за внедрение наилучших технологий, расширения полномочий госинспекторов, совершенствованию экологического мониторинга, по проекту Основ экологической политики Российской Федерации на период до 2030 года, а также несколько проектов постановлений Правительства РФ, касающихся использования водных объектов, геологического контроля.

Кроме выполнения своих основных задач и функций Комитет принимает активное участие во всех акциях, инициируемых Губернатором Ульяновской области, в том числе в спартакиадах госслужащих, поздравлениях ветеранов ко Дню Победы и детей из малообеспеченных семей накануне 1 сентября и Нового года.

Комитет постоянно организует и собственные мероприятия: экологические десанты, субботники, «круглые столы» для школьников и студентов. В Госэкоконтроле налажено тесное рабочее взаимодействие с представителями общественности и просто неравнодушными к проблемам охраны окружающей среды гражданами.

Таким образом, основные задачи, поставленные Госэкоконтролю на 2010 год, в целом выполнены. В условиях жёсткого ограничения расходов на содержание Комитета показатели его деятельности были в целом улучшены. Произошло это в основном, за счёт более четкой организации работы инспекторского состава и освобождения инспекторов от большей части аналитической работы. Сказалась и наработка опыта. Распределение инспекторов по кустовому принципу по районам области также себя оправдало.

Основные проблемы, отмечаемые в 2010 году Комитетом как важнейшие:

- слабая организация работы муниципалитетов по сбору и вывозу отходов, приводящая к возникновению несанкционированных свалок, а также работ по их ликвидации;

Для решения этой проблемы, главам муниципальных районов и городских округов необходимо определяться с размещением мусороперегрузочных площадок и строить межмуниципальные полигоны ТБО. А Комитет продолжит проведение рейдов совместно с органами прокуратуры по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов.

- недостаточная работа дорожных служб по предупреждению и очистке придорожных полос автодорог общего пользования от мусора и отходов, в том числе и дорожной деятельности;

Необходимо дорожным службам области принять к исполнению Пособие дорожного мастера по охране окружающей среды, а для этого необходимо ввести его в действие на территории области распоряжением Правительства области. Исполнение требований этого Пособия обеспечит содержание полос отвода, придорожных полос, площадок отдыха и остановочных площадок автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в надлежащем экологическом состоянии.

- недостаточная работа администраций муниципальных районов и городов по ликвидации долгов по платежам за НВОС муниципальными бюджетными учреждениями (из 12,4 млн.рублей накопившегося до 2010 года долга уплачено не более 59%) и невнесение платы в установленные сроки;

Главы администраций муниципальных районов и городских округов должны принять исчерпывающие по ликвидации задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, включая и разработку природоохранной документации, подведомственными муниципальными бюджетными учреждениями.

- отсутствие в МО системы сбора и накопления бытовых ртутьсодержащих отходов отдельно от других ТБО;

Администрациям поселений и городских округов, во исполнение своих полномочий, необходимо организовать сбор, накопление и вывоз таких отходов (люминесцентных и энергосберегающих ламп) отдельно от других ТБО. Комитет в рамках рейдов с прокуратурой будет обращать на это пристальное внимание.

- загрязнение территорий населённых мест нефтепродуктами, ядохимикатами и отходами в результате хозяйственной деятельности прошлых лет. На территории области по данным муниципалитетов имеется 20 таких мест.

Направление этой работы определено в послании Президента РФ Федеральному Собранию, соответствующие поручения на 2011 год даны Минприроды Ульяновской области и Госэкоконтролю.

В 2011 году, как и в 2010, планируется особое внимание уделять организации государственного контроля в условиях снижения административной нагрузки на предпринимателей и юридических лиц, а также организации и проведения совместных проверок с другими органами контроля, определёнными Генеральной Прокуратурой РФ в Сводном плане проверок субъектов предпринимательства на 2011 год (таких в плане Госэкоконтроля 82 из 230 проверок).

Основные задачи Госэкоконтроля на 2011 год:

1. Сохранение темпов роста основных показателей контрольной деятельности.

2. Обеспечение роста показателя взыскания штрафов по вступившим в законную силу постановлениям Комитета. Обязательное применение инспекторами статьи 20.25 КоАП РФ.

3. Передача в Госэкоконтроль полномочий по контролю за охраной объектов животного мира от Минприроды Ульяновской области. Повышение квалификации инспекторского состава в области охраны объектов животного мира и водных биоресурсов.

4. Подготовка предложений по совершенствованию природоохранного законодательства Российской Федерации и Ульяновской области, в том числе проработка вопроса о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического контроля.

5. Продолжение рейдов совместно с органами прокуратуры по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов.

6. Продолжение работы с органами местного самоуправления по организации раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь обеспечение сбора, накопления и вывоза ртутьсодержащих отходов, включая участие в подготовке типовых правил благоустройства поселений.

7. Выявление природопользователей, уклоняющихся от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (увеличение количества плательщиков).

8. Продолжение работы с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по плате за НВОС муниципальными учреждениями в рамках заключённых соглашений о взаимодействии.

9. Проведение разъяснительной работы с неплательщиками через СМИ, проведение выездных семинаров, выставление требований о представлении Расчётов платы (деклараций).

10. Приглашение злостных неплательщиков на заседания рабочей группы по плате за негативное воздействие на окружающую среду межведомственной комиссии по увеличению налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

11. Обновление и корректировка программы базы данных плательщиков платы за НВОС.

12. Консолидация усилий органов государственной власти и местного самоуправления, контрольных, надзорных и правоохранительных служб по ликвидации нелегального оборота лома металлов.

13. Подготовка предложений по установлению нормативов качества окружающей среды на территории Ульяновской области с учётом установленных федеральных нормативов.

14. Формирование автоматизированной системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.


В заключение отмечу следующее, в экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации наш регион занимает 19 место в общем списке и 3 место в ПФО. Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранный индекс, социально-экологический индекс и промышленно-экологический индекс. Так вот, по показателю природоохранного индекса, учитывающего деятельность региональных природоохранных ведомств и контролирующих организаций, наша область занимает 14 место среди всех субъектов и 1 место в ПФО.



Председатель Госэкоконтроля Ульяновской области
К.А.Зонов


Возврат к списку

Экологический кодекс Ульяновской области Порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт Нормирование отходов Инвестиционная карта лесного комплекса Ульяновской области Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов Реализация 455-фз Реализация 415-фз Кадастр отходов Всероссийская информационная компания «Против поджогов сухой травы» title= Школьные лесничества Ульяновской области ОГБУ Центр по обеспечению пожарной безопасности Общественные природоохранные движения Антикоррупционная работа Обращения граждан Особо охраняемые природные территории Ульяновской области Ежегодные соревнования за достижение высоких показателей в трудовой деятельности среди предприятий и организаций Обзор состояния окружающей среды Бесплатная юридическая помощь инвестиционная и предпринимательская деятельность Открытые данные Написать сообщение Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Фоторепортажи

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

Опрос

Социологический опрос на тему "Как Вы оцениваете качество государственных услуг, оказываемых Министерством"

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в рамках подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации об эффективности антикоррупционных мер и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: