Новости

Новости

19.03.2019

Сергей Морозов: «Необходимо держать руку на пульсе»

Ульяновская область — яркий пример региона, который идет в ногу со временем. Здесь реализуются успешные проекты в сфере альтернативной энергетики, наведен порядок с тарифами на энергоресурсы, совершенствуется налоговое и бюджетное законодательство, предусмотрены привлекательные условия для инвесторов, планирующих локализовать производство на территории области. В то же время большое внимание уделяется вопросам экологии. Проблемы, по словам губернатора Ульяновской области Сергея МОРОЗОВА, безусловно, есть, но они последовательно решаются и позволяют выходить на высокие показатели. О принципах региональной экологической политики, переходе на новую систему обращения с ТКО, появлении первого в России экогорода и многом другом глава Ульяновской области рассказал в интервью «Эковестнику».

От «Земского доктора» к «Земскому экологу»

Сергей Иванович, в начале года вы заявили о необходимости повышения статуса главных экологов Ульяновской области. Почему это важно для региона?

В 2014 году Ульяновская область стала первым регионом России, где был сформирован институт главных экологов муниципальных образований, совместно с которыми мы создали целую систему, позволяющую держать руку на пульсе природоохранных вопросов, формировать природоохранную повестку, качественно и эффективно решать возникающие экологические проблемы. Были настроены каналы обратной связи для жителей муниципалитетов — в районах заработали «зеленые телефоны», главные экологи завели свои блоги и сайты, куда поступают предложения и жалобы граждан.

С началом реализации на территории страны инициативы Президента России В. В. Путина — национального проекта «Экология» роль главных муниципальных экологов, безусловно, возрастает. Они выступают ключевыми фигурами реализации в муниципалитетах федеральных проектов по реформе твердых коммунальных отходов, развитию заповедных территорий, мониторингу атмосферного воздуха, добыче полезных ископаемых, содержанию зеленых насаждений и повышению экологической грамотности населения.

В целях совершенствования механизмов реализации экологической политики я дал поручение о введении в структуре администраций муниципальных образований Ульяновской области должностей главных муниципальных экологов в статусе, приравненном к заместителю главы администрации. Анализ действующего состава главных экологов муниципалитетов показал, что их средний возраст составляет 36 лет, средний стаж в отрасли — 8 лет, при этом 72 процента имеют профильное образование, 43 процента имели опыт работы в профессиональной сфере до вступления в должность, а 45 процентам мы рекомендуем повысить квалификацию и пройти соответствующую переподготовку и обучение. Это подводит нас к мысли о том, что по аналогии с программой «Земский доктор» имеется целесообразность разработки программы «Земский эколог» с выделением молодым отраслевым специалистам «подъемных» средств с обязательством отработки в районе не менее трех лет. Также мы разработали программы обучения для главных экологов муниципальных образований в форме семинаров и круглых столов совместно с профильными факультетами ульяновских вузов, в том числе с посещением и знакомством с опытом работы ведущих предприятий по альтернативной энергетике, «зеленой» экономике, питомников декоративных культур, регоператоров ТКО, предприятий водно-канализационного хозяйства.

Могли бы вы рассказать об участии вашего региона в программах национального проекта «Экология»: какие цели ставите перед собой, на какие показатели и в какие сроки планируете выйти?

В соответствии с задачами национального проекта «Экология» определено участие Ульяновской области в шести проектах: «Питьевая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия», «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО», «Сохранение лесов».

В настоящий момент созданы и работают проектные комитеты по реализации на территории области указанных федеральных проектов. В части обеспечения финансирования региональных составляющих нацпроектов при формировании бюджета на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов учтена финансовая потребность в рамках госпрограммы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов Ульяновской области на 2014–2020 годы».

По федеральному проекту «Создание комплексной отрасли по обращению с ТКО» на мероприятие «Развитие инфраструктуры по сбору и обработке твердых коммунальных отходов» предусмотрено в соотношении федеральный/областной бюджет на 2019 год 303,4/67 миллионов рублей.

Для Ульяновской области участие в федеральном проекте «Сохранение лесов» нацпроекта — это возможность решить проблемы по оснащению специализированного учреждения лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, специализированной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по лесоразведению и лесовосстановлению. В 2019 году на эти цели предусмотрено финансирование в размере 25 миллионов рублей. Будут созданы две ПХС 1-го типа в Новочеремшанском и Павловском лесничествах. На приобретение спецтехники и оборудования для проведения комплекса мероприятий по лесоразведению и лесовосстановлению выделен 1 миллион рублей. На увеличение площади лесовосстановления предусмотрено финансирование в сумме 7,5 миллиона рублей. В текущем году также планируется проведение работ по искусственному лесовосстановлению на площади 60 гектаров, уход за лесными культурами на площади 310 гектаров, подготовка почвы под лесные культуры на площади 108 гектаров.


Участие в федеральных проектах «Чистая вода» и «Оздоровление реки Волга» даст нашему региону возможность решить проблемы ликвидации накопленного в период 1980–2000 годов экологического ущерба, реализовать экологические программы с участием федерального финансирования в части обращения с отходами, берегоукрепления, сохранения водных объектов и особо охраняемых природных территорий и обеспечения права граждан на безопасную окружающую среду в целом.

Область уверенно вошла в реформу

В России стартовала так называемая мусорная реформа. Была ли Ульяновская область готова к ней, какие шаги предприняты для комфортного перехода на новую систему обращения с отходами?

Действительно, с 1 января 2019 года Ульяновская область в числе 70 субъектов РФ перешла на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, были определены четыре оператора четырех зон территориальной схемы обращения с отходами. Пятая зона перейдет на новую систему обращения с отходами с 1 января 2020 года — в настоящее время система обращения с отходами там ведется по старой схеме в штатном режиме.

Подводя итоги первого месяца реформы ТКО, можно сказать, что Ульяновская область вошла в нее уверенно. Конечно, не обходится без проблем: к примеру, региональные операторы второй и третьей зоны выявили недостачу контейнеров, техники, контейнерных площадок. Проводится постоянный мониторинг работы региональных операторов, в том числе отслеживаются и проверяются треки маршрутов мусоровозов по системе GPS и ГЛОНАСС. Весь собранный объем отходов поступает на четыре мусоросортировочные станции регоператоров на выделение фракций для вторичной обработки (бумага, картон, все виды пластиков, металлы, стекло и т. д.). За первый месяц года прошло сортировку и возвращено во вторичный оборот более 10 500 тонн ТКО. Благодаря сортировке твердых коммунальных отходов на захоронение направляется на 15 процентов меньше, чем в 2018 году, до конца года планируем выйти на 20 процентов.

Проводятся ли какие-то информационные мероприятия для граждан, разъясняющие необходимость раздельного сбора мусора? Устраивает ли их платеж, назначенный за услугу?

С 1 ноября 2018 года действует региональный межведомственный План информационного сопровождения внедрения новой системы обращения с ТКО, во исполнение которого открыты телефоны пяти горячих линий, вышло 50 статей в областных печатных изданиях и 120 публикаций в муниципальных газетах, 20 сюжетов на областном телевидении, 14 интервью на радио, а также около 400 сообщений-постов в социальных сетях.

Учитывая социальный аспект данной реформы, правительством региона совместно с региональными операторами достигнуты договоренности о снижении размера первоначально установленного тарифа, который по различным зонам составляет от 87 до 99 рублей с человека.

На днях глава профильного комитета Госдумы Владимир Бурматов заявил о необходимости поощрения рублем тех, кто вносит вклад в раздельный сбор мусора, путем уменьшения для них соответствующего тарифа. Планируете ли вы как-то поощрять жителей Ульяновской области, которые ответственно подходят к сбору/сортировке/сдаче мусора?

В настоящий момент непосредственная привязка раздельного сбора мусора населением к тарифу не предусмотрена, но в регионе проводится множество социальных акций, направленных на популяризацию раздельного сбора отходов.

К примеру, на прошлой неделе дан старт благотворительной акции для районных школ «Собери макулатуру — накорми животных». Вырученные средства с собранной макулатуры пойдут на корм животным конного клуба «Кентавр». Здорово, что дети принимают участие в такой полезной экологической акции, ведь очень важно со школьной скамьи изучать экологическую азбуку, формировать мировоззрение и культуру бережного отношения к окружающей среде. Дети с трепетом относятся к таким акциям, поскольку знают, что каждый килограмм собранной ими бумаги принесет пользу, а это воспитывает в них высокий уровень организованности, самодисциплины и ответственность.

Не просто город, а зеленый рай

Стало известно, что в 2019 году в Ульяновской области появится первый экогород. Как эта инициатива будет реализована на практике?

В 2017 году на территории Ульяновской области был создан национальный парк «Сенгилеевские горы». Наиболее сильное влияние он оказал на город Сенгилей, который встал на путь экологического развития.

Уровень развития природоохранных и энергоэффективных технологий сегодня таков, что позволяет перей­ти к совершенно иной модели городского развития. Не случайно в настоящее время активно обсуждаются вопросы создания «устойчивых городов» — экогородов, в которых хочется жить. Для этого у Сенгилея есть все предпосылки. Помимо непосредственного нахождения в окружении территории национального парка — экологического донора Ульяновской области —— Сенгилей расположен в стороне от крупных транспортных магистралей: в 39 километрах до ближайшей железнодорожной станции и в 65 километрах до ближайшего аэропорта.

Несмотря на высокие промышленные показатели района и сопутствующий уровень выбросов в атмосферный воздух, сам населенный пункт является экологически благоприятным для проживания. В 2019 году планируем установить на территории Сенгилея пост мониторинга состояния атмосферного воздуха в целях обеспечения жителей достоверной и оперативной информацией о качестве окружающей среды.

Вокруг Сенгилея будет сформирован собственный «зеленый» пояс, в том числе за счет предотвращения лесных и степных пожаров, сохранения лесов, степей и лесных насаждений. Планируется внедрение природосберегающих и энергоэффективных технологий, реализация мероприятий по устойчивому природопользованию Сенгилея и прилегающих территорий.

Важным направлением на пути экологического развития Сенгилея является снижение уровня накопления отходов, ликвидация несанкционированных свалок и внедрение раздельного сбора отходов. Помимо традиционного туризма Сенгилей как экогород может быть интересен объектами сельского туризма, где городские жители смогут испытать себя, приняв участие в заготовке дров, уходе за животными, вспашке земли, изготовлении домашней утвари и бытовом строительстве.

«Возможно, будет принято решение о дополнении традиционных энергоресурсных подходов развития Сенгилея агрокультурными. Есть проекты, которые позволят превратить экогород с давними традициями бластного Яблочного Спасав своеобразный садоводческий рай, утопающий в растущих повсюду фруктах, овощах и зелени, в котором овощные грядки будут расположены везде — и у административных зданий, и в переулках между домами. По „съедобной тропинке“ любой житель или гость Сенгилея сможет прогуляться до набережной. У экогорода появится своя ниша, связанная с туризмом».

Восстановление степей и берегов рек совместно с мерами по развитию и регулированию экологического туризма не только будет способствовать сохранению биоразнообразия, но и сделает район реализации проекта более привлекательными для туристов, улучшит качество жизни и условия проживания населения в 15 удаленных населенных пунктах с неразвитой инфраструктурой. Восстановление пастбищ (десять деревень) и развитие сенокосов на их лугах создаст основу для экологически благоприятного животноводства и производства экологически чистых продуктов. Выгоду от проекта получат отдельные домашние хозяйства, малые и средние предприятия, муниципалитеты благодаря созданию новых рабочих мест и увеличению самозанятости населения.

При этом выращивание пищи — не самое главное в процессе развития. Главное, что при создании зеленого рая каждый занимается тем, чем хочет: кто-то разрабатывает дизайн сада, кто-то объясняет, как выращивать растения, кто-то реализует урожай.

Реализация проекта экогорода Сенгилея является пилотной для Приволжского федерального округа, он в полной мере отвечает задачам национального проекта «Экология» и может стать модельным как для региона, так и для страны. Тем более экогород — это не просто красивое слово, это особый образ жизни и новый тип экологического мышления, основанный на ответственности человека перед собой, другими людьми и будущими поколениями.

Не секрет, что большое внимание Ульяновская область уделяет возобновляемой энергетике. Планируете ли развивать это направление в дальнейшем?

Ульяновская область — первый в России регион, который на своей территории реализовал проект оптового ветропарка и сумел локализовать производство оборудования для ветроэнергетики. В 2018 году мы запустили ветропарк мощностью 35 МВт, и ставим задачу к 2030-му довести долю генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе региона до 30 процентов.

Работаем и по другим направлениям возобновляемой энергетики, таким как: солнечная генерация, малая гидроэнергетика, производство энергии из твердых бытовых и промышленных отходов, рынок промышленных накопителей и водородной энергетики.

Кстати, Ульяновская центральная районная больница в Ишеевке стала первым бюджетным медучреждением в стране, использующим возможности возобновляемой энергетики: на крышах корпусов больницы установлены специальные батареи. Теперь ЦРБ за счет энергии солнца полностью обеспечивает свои потребности в горячей воде и умном освещении помещений. Это живой пример цикличной «зеленой» экономики.

В приоритете — мониторинг и контроль

В начале февраля вы поручили усилить общественный экологический контроль в области. С чем это связано?

В Ульяновской области зарегистрировано 2800 объектов негативного воздействия на окружающую среду, из них 1700 подлежат региональному государственному экологическому надзору.

На территории нашей области государственный экологический надзор осуществляется на федеральном и региональном уровнях соответственно Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области и Министерством природы и цикличной экономики Ульяновской области. Вместе с тем территориальные представительства федеральных служб — Управление Роспотребнадзора и Управление Россельхознадзора по Ульяновской области также осуществляют контрольно-надзорные мероприятия за состоянием компонентов окружающей среды, осуществляют пресечение и предупреждение нарушений санитарно-гигиенических требований и земельного законодательства при использовании земель сельскохозяйственного назначения соответственно.

«Общее количество обеспеченных хорошим ветровым потенциалом площадок позволяет нам построить ветропарки суммарной мощностью не менее 1 ГВт и решить сверхамбициозную задачу — до 2030 года получить 30 процентов генерации из ВИЭ. Уже начато строительство второго ветропарка мощностью 50 МВт, который строят в консорциуме Госкорпорация «Роснано», российская «дочка» финской компании Fortum и Правительство Ульяновской области. В ближайшие пять лет мы построим не менее семи ветропарков общей мощностью порядка 250 МВт».

На сегодняшний день региональная система экологического мониторинга состояния окружающей среды включает работу семи постов регионального значения (расположены в Ульяновске, Димитровграде — по два поста, Инзе, р. п. Новоспасское, р. п. Красный Гуляй), которые находятся на балансе Минприроды области. Мероприятия по наблюдению проводятся специалистами комплексной лаборатории по мониторингу загрязнения окружающей среды Ульяновского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Мониторинг ведется по восьми загрязняющим химическим веществам, приоритетным для предприятий Ульяновской области: диоксиду азота, оксиду азота, оксиду углерода, диоксиду серы, фенолу, формальдегиду, тяжелым металлам, бензапирену, углеводородам, взвешенным веществам. Отбор проб воздуха на постах производится в 01, 07, 13 и 19 часов ежедневно, кроме воскресенья.

Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области тесно сотрудничает с Гидрометцентром, который предоставляет информацию в виде экологических бюллетеней и предупреждений для населения. Минприроды, в свою очередь, размещает информацию на официальном сайте. Также ведомство начало формировать систему осуществления регионального государственного экологического контроля совместно с общественностью. В штате общественных инспекторов регионального экологического надзора состоят 30 человек. Указанными гражданами уже направлены материалы, по которым состоялось принятие процессуальных решений, виновные лица понесли административное наказание.

В обозримой перспективе мы планируем сделать упор на:

  1. усиление общественного экологического контроля на территории Ульяновской области, включая расширение института общественных инспекторов;

  2. расширение сети экологических постов наблюдения за состоянием окружающей среды на территории области. В 2019 году планируем создать еще два стационарных поста;

  3. создание специализированного учреждения для эффективной реализации функции управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения, их охраны, осуществления мер по сохранению биологического разнообразия объектов животного и растительного мира, использования рекреационного потенциала ООПТ и развития экотуризма и экологического просвещения населения;

  4. развитие системы межведомственного взаимодействия федеральных служб, регионального Министерства природы и цикличной экономики и Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры по вопросам охраны окружающей среды, пресечения и предупреждения правонарушений природоохранного законодательства. Создана межведомственная постоянно действующая рабочая группа для проведения совместных надзорных мероприятий.

Какие еще экологические проблемы остро стоят в вашем регионе и как они решаются?

В рамках реализации областной экологической программы сложились следующие комплексные направления работы:

  • предотвращение загрязнения водных объектов (в рамках этого направления выполняется комплекс работ по обустройству водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций природного характера, защита территорий от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических сооружений). В 2019 году на данные цели из средств федерального и регионального бюджетов будет потрачено более миллиарда рублей;

  • мероприятия по ликвидации и предотвращению загрязнения окружающей среды (разработка комплекса мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба, ликвидации загрязнений — несанкционированных мест захоронения отходов, нефтезагрязнений). В текущем году на эти цели из средств федерального, регионального, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников будет направлено около 500 миллионов рублей;

  • экологический мониторинг (проводятся регулярные наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, планируется их оптимизация путем увеличения частоты наблюдений, расширения сети постов наблюдения за состоянием окружающей среды);

  • экологическое образование и воспитание (проводится планомерная работа по формированию экологической культуры жителей Ульяновской области, повышению уровня экологического воспитания и образования населения).


Возврат к списку

Реестр лицензий: Ульяновская область


















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ