Доклад Зонова К.А

Доклад Зонова К.А

Об осуществлении государственного регионального контроля за обращением с твёрдыми бытовыми отходами


В соответствии с Положением Госэкоконтроля Ульяновской области Комитет в пределах своей компетенции является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в сфере:


— контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

— обращения с отходами производства и потребления,

— организации и ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области.


За истекший период 2009 года Комитетом проведено 113 проверок, выявлено 133 нарушения природоохранного законодательства, привлечено к ответственности 117 лиц: юридических —  12, должностных —  101, физических —  4. Наложено штрафов на 1 171 рубль, взыскано — 438 тысяч рублей (37,4 %). Из общего числа — 29 нарушений (22 %) — это нарушения в сфере обращения с отходами. Из поступивших 68 обращений граждан, более половины касаются нарушения порядка сбора, вывоза и несанкционированного сжигания ТБО.


По представленным сведениям, в настоящее время в Ульяновской области имеется 335 объектов размещения отходов производства и потребления, из них для размещения ТБО — 324 (без Сенгилеевского района — сведений не представил). Из них 320 — свалки, 4 — полигоны. Более половины свалок — несанкционированные.


Практически на всех свалках отсутствует мониторинг состояния окружающей среды, входной контроль и учёт поступающих отходов, на сельские свалки повсеместно ТБО вывозятся собственным транспортом организаций и граждан.


Законодательством полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и размещению промышленных и бытовых отходов возложены на органы местного самоуправления, при этом на органы местного самоуправления поселений возложена организация сбора и вывоза бытовых отходов. Следовательно, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ответственны за организацию утилизации, переработки и размещения отходов, в том числе и бытовых.


К сожалению, практически все муниципальные районы не готовы к работе по организации мест размещения отходов, в том числе и ТБО.


Всё это приводит к захламлению территорий городов и сёл мусором и отходами, в основном это ТБО и строительный мусор.


Одним из инструментов решения проблемы сбора и вывоза мусора в Ульяновской области является принятие и реализация правил благоустройства поселений и городских округов. Положения этих правил являются, по сути, «экологическим кодексом» любого поселения. При этом Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях установлена и административная ответственность за нарушение правил благоустройства (ст. 21.1). Причём, протоколы по этой статье имеет право составлять широкий круг должностных лиц: МОБ, ГИБДД, Жилищная инспекция, Госэкоконтроль, а также члены административных комиссий, где они имеются (Ульяновск и Димитровград). Контроль за их исполнением может осуществляться, в том числе, и в рамках муниципального земельного и муниципального лесного контроля.


В настоящее время по поручению Правительства области в Ульяновске проводится работа по организации сбора и вывоза ТБО с территории усадебной застройки, т. н. «частного сектора».


Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», уже с 01.01.2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


Исходя из ситуации с имеющимися объектами размещения отходов, особенно это касается бытовых, практически все они не могут быть внесены в реестр, и, следовательно, все организации и предприниматели, в собственности или на балансе которых находятся свалки и полигоны ТБО, будут являться нарушителями природоохранного законодательства.


Кроме того, до 1 июля 2009 года, в соответствии с решением межведомственного совещания от 19.11.2008 г., все муниципальные образования должны организовать проведение инвентаризации объектов размещения отходов, включая ТБО, биоотходы и отходы агрохимикатов, на территории районов и городских округов. К слову, в Майнском районе инвентаризация проведена в марте этого года.


На основании проведённой инвентаризации Комитетом должно быть принято решение о возможности включения объектов размещения отходов в государственный реестр. При этом следует учесть, что объекты, не соответствующие санитарным и экологическим требованиям (система мониторинга, учет движения отходов, охрана, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций и отрицательного влияния на окружающую среду, охрана и т. д.) не могут быть включены в государственный реестр.


В соответствии со статьями 22 —  24, 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов размещения отходов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.


Это означает следующее. В срок до 01.10.2009 г. необходимо:

  • Администрациям районов и городских округов:
    • Определиться с количеством объектов размещения отходов (хранилищ, полигонов, свалок), в том числе и объектов размещения бытовых и подобных им отходов, необходимых для нужд муниципальных образований поселений, районов и городских округов (письмо Комитета от 26.12.2008 г. № 2838).
    • Наметить мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции новых объектов размещения отходов, разработать и определить сроки реализации проектов рекультивации, консервации и ликвидации действующих.
  • Хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты размещения отходов (МУПам, ООО, ОАО и т. д.) для предотвращения наложения административных штрафов необходимо иметь весь пакет природоохранной документации, а также разработать и соблюдать мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ведению мониторинга состояния окружающей среды и т. д.

Председатель
Госэкоконтроля Ульяновской области,
К. А. Зонов


Возврат к списку

Экологический кодекс Ульяновской области Порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт Нормирование отходов Инвестиционная карта лесного комплекса Ульяновской области Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов Реализация 455-фз Реализация 415-фз Кадастр отходов Всероссийская информационная компания «Против поджогов сухой травы» title= Школьные лесничества Ульяновской области ОГБУ Центр по обеспечению пожарной безопасности Общественные природоохранные движения Антикоррупционная работа Обращения граждан Особо охраняемые природные территории Ульяновской области Ежегодные соревнования за достижение высоких показателей в трудовой деятельности среди предприятий и организаций Обзор состояния окружающей среды Бесплатная юридическая помощь инвестиционная и предпринимательская деятельность Открытые данные Написать сообщение Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Фоторепортажи

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

Опрос

Социологический опрос на тему "Как Вы оцениваете качество государственных услуг, оказываемых Министерством"

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в рамках подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации об эффективности антикоррупционных мер и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: