Доклад Зонова К.А

Доклад Зонова К.А

Доклад Зонова К.А

Об осуществлении государственного регионального контроля за обращением с твёрдыми бытовыми отходами


В соответствии с Положением Госэкоконтроля Ульяновской области Комитет в пределах своей компетенции является специально уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области в сфере:


— контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

— обращения с отходами производства и потребления,

— организации и ведения регионального кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области.


За истекший период 2009 года Комитетом проведено 113 проверок, выявлено 133 нарушения природоохранного законодательства, привлечено к ответственности 117 лиц: юридических —  12, должностных —  101, физических —  4. Наложено штрафов на 1 171 рубль, взыскано — 438 тысяч рублей (37,4 %). Из общего числа — 29 нарушений (22 %) — это нарушения в сфере обращения с отходами. Из поступивших 68 обращений граждан, более половины касаются нарушения порядка сбора, вывоза и несанкционированного сжигания ТБО.


По представленным сведениям, в настоящее время в Ульяновской области имеется 335 объектов размещения отходов производства и потребления, из них для размещения ТБО — 324 (без Сенгилеевского района — сведений не представил). Из них 320 — свалки, 4 — полигоны. Более половины свалок — несанкционированные.


Практически на всех свалках отсутствует мониторинг состояния окружающей среды, входной контроль и учёт поступающих отходов, на сельские свалки повсеместно ТБО вывозятся собственным транспортом организаций и граждан.


Законодательством полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и размещению промышленных и бытовых отходов возложены на органы местного самоуправления, при этом на органы местного самоуправления поселений возложена организация сбора и вывоза бытовых отходов. Следовательно, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ответственны за организацию утилизации, переработки и размещения отходов, в том числе и бытовых.


К сожалению, практически все муниципальные районы не готовы к работе по организации мест размещения отходов, в том числе и ТБО.


Всё это приводит к захламлению территорий городов и сёл мусором и отходами, в основном это ТБО и строительный мусор.


Одним из инструментов решения проблемы сбора и вывоза мусора в Ульяновской области является принятие и реализация правил благоустройства поселений и городских округов. Положения этих правил являются, по сути, «экологическим кодексом» любого поселения. При этом Кодексом Ульяновской области об административных правонарушениях установлена и административная ответственность за нарушение правил благоустройства (ст. 21.1). Причём, протоколы по этой статье имеет право составлять широкий круг должностных лиц: МОБ, ГИБДД, Жилищная инспекция, Госэкоконтроль, а также члены административных комиссий, где они имеются (Ульяновск и Димитровград). Контроль за их исполнением может осуществляться, в том числе, и в рамках муниципального земельного и муниципального лесного контроля.


В настоящее время по поручению Правительства области в Ульяновске проводится работа по организации сбора и вывоза ТБО с территории усадебной застройки, т. н. «частного сектора».


Согласно Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», уже с 01.01.2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


Исходя из ситуации с имеющимися объектами размещения отходов, особенно это касается бытовых, практически все они не могут быть внесены в реестр, и, следовательно, все организации и предприниматели, в собственности или на балансе которых находятся свалки и полигоны ТБО, будут являться нарушителями природоохранного законодательства.


Кроме того, до 1 июля 2009 года, в соответствии с решением межведомственного совещания от 19.11.2008 г., все муниципальные образования должны организовать проведение инвентаризации объектов размещения отходов, включая ТБО, биоотходы и отходы агрохимикатов, на территории районов и городских округов. К слову, в Майнском районе инвентаризация проведена в марте этого года.


На основании проведённой инвентаризации Комитетом должно быть принято решение о возможности включения объектов размещения отходов в государственный реестр. При этом следует учесть, что объекты, не соответствующие санитарным и экологическим требованиям (система мониторинга, учет движения отходов, охрана, предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций и отрицательного влияния на окружающую среду, охрана и т. д.) не могут быть включены в государственный реестр.


В соответствии со статьями 22 —  24, 34 и 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов размещения отходов, должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.


Это означает следующее. В срок до 01.10.2009 г. необходимо:

  • Администрациям районов и городских округов:
    • Определиться с количеством объектов размещения отходов (хранилищ, полигонов, свалок), в том числе и объектов размещения бытовых и подобных им отходов, необходимых для нужд муниципальных образований поселений, районов и городских округов (письмо Комитета от 26.12.2008 г. № 2838).
    • Наметить мероприятия по проектированию, строительству и реконструкции новых объектов размещения отходов, разработать и определить сроки реализации проектов рекультивации, консервации и ликвидации действующих.
  • Хозяйствующим субъектам, эксплуатирующим объекты размещения отходов (МУПам, ООО, ОАО и т. д.) для предотвращения наложения административных штрафов необходимо иметь весь пакет природоохранной документации, а также разработать и соблюдать мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ведению мониторинга состояния окружающей среды и т. д.

Председатель
Госэкоконтроля Ульяновской области,
К. А. Зонов


Возврат к списку
















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: