О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области


В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.10.2007 г. № 360 Госэкоконтроль осуществляет ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области. Одна из основных составляющих Кадастра — это Реестр объектов образования и размещения отходов производства и потребления области. Согласно действующему законодательству, в Реестр могут быть включены объекты размещения отходов, соответствующие всем экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к таким объектам.


Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены некоторые существенные изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


В том числе, Законом в новой редакции с 01.01.2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


То есть, после указанного срока размещение отходов на объектах, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства, полностью запрещается.


В соответствии с действующим законодательством (ФЗ № 131, № 7, № 89 организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Информация о том, что необходимо срочно привести в соответствие и получить лицензию на свои объекты размещения отходов, неоднократно доводилась до глав районов и городов как Госэкоконтролем, так и Правительством области.


Некоторые положительные примеры движения в этом направлении имеются: определились с необходимым количеством свалок ТБО в Майнском, Кузоватовском, Павловском и Цильнинском районах (остальные сельские районы пока, видимо, «определяются»).


По городу Димитровград и в правобережье Ульяновска ситуация стабильная, существующие объекты соответствуют требованиям законодательства и работают устойчиво. Свалка в левобережье Ульяновска переполнена и, вероятно, потребует в ближайшее время поиска альтернативных вариантов.


Существуют некоторые проблемы с размещением ТБО города Новоульяновска, имеющаяся свалка закрыта решением суда, но, с учетом небольшого плеча доставки, отходы данного муниципального образования в полном объеме можно перенаправить на Большеключищенский полигон города Ульяновска.


Для формирования в Ульяновской области комплексной системы обращения с отходами на данном примере целесообразно рассмотреть вариант создания межмуниципальных (межрайонных) полигонов ТБО (по примеру Нижегородской области, в которой разработана программа создания 8 межмуниципальных полигонов с плечом доставки отходов не более 50 км).


Учитывая рекомендации федерального центра, в сферу обращения с отходами муниципальным образованиям необходимо шире привлекать частный бизнес и создавать условия конкуренции (идей, проектов, инвестиционных возможностей, себестоимости, тарифов, социальных обязательств и т. д.) при выборе партнера по организации объекта размещения отходов для муниципального образования.


В 2003 году Главным управлением природных ресурсов по Ульяновской области были составлены 2 государственных реестра объектов размещения отходов: отходов производства и потребления (учтено 585 объектов) и биологических отходов (учтено 394 объекта). Указанные реестры федеральными либо областными правовыми актами утверждены не были.


В 2008 году Комитетом проведен анализ существующей ситуации с объектами размещения отходов. За истекшие 5 лет существенно сократилось количество объектов, изменились собственники и балансодержатели объектов, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов от 2003 года.


Остановлюсь на существующем состоянии свалок и полигонов ТБО. На начало 2009 г. в области их учтено 289, в том числе: полигонов 9, свалок санкционированных 122, несанкционированных 158. Можно сделать однозначный вывод, что необходимости в таком количестве объектов размещения отходов у муниципальных образований области нет. В связи с большой стоимостью строительства и эксплуатации полигонов ТБО, всем муниципальным образованиям необходимо незамедлительно определиться с необходимым количеством и месторасположением таких объектов.


По результатам обработки поступившей информации, а также на основании проведенных Госэкоконтролем проверок, можно сделать вывод, что на всех существующих свалках нарушаются экологические требования к объектам размещения отходов, определенные статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:


1. Отсутствуют разрешения, лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на размещение свалок. Мало того, на половину объектов нет разрешений и согласований по их размещению на конкретном земельном участке от органов местного самоуправления районного уровня.


2. Отсутствуют геологические и гидрологические исследования, а, следовательно, и заключения о возможности размещения отходов на подавляющем большинстве эксплуатируемых площадок.


3. Не проводится мониторинг состояния окружающей среды ни на территориях объектов размещения отходов, ни в пределах их воздействия на окружающую среду.


4. Допускается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, рекреационных и водоохранных зонах, а также на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Практически все свалки являются постоянными источниками загрязнения подземных вод, в том числе используемых для хозяйственно-питьевых целей.


5. Эксплуатация свалок ведется с нарушением, а зачастую и при полном отсутствии каких-либо технологий по захоронению отходов.


Для примера, на территории Старомайнского района все свалки располагаются на землях сельхозназначения — свалка с. Кубра (Радищевский район) располагается в 100 м от пруда, свалка с. Новые Зимницы (Старокулаткинский район) — в 300 м от речки. И таких фактов очень много.


На подавляющем большинстве свалок в районах области не ведется учет поступающих отходов. Данные по объемам накопленных отходов для перечня объектов размещения отходов представлены на «вскидку». В этой связи возникает серьезный вопрос о достоверности сведений о реальных объемах накопленных в области отходов.


Исходя из вышеперечисленного, большинство эксплуатируемых объектов размещения ТБО, если не сказать, что практически все, не могут быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, для внесения в региональный реестр объектов размещения отходов необходимо будет привести в соответствие с требованиями законодательства каждый такой объект.


Для этого в рамках организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 9 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ) каждому муниципальному району и городскому округу необходимо незамедлительно сформировать план мероприятий по приведению объектов размещения отходов в соответствие с санитарно-гигиеническими и экологическими нормами, в котором:


— на основании генеральных схем очистки территории определить приоритетный перечень необходимых муниципальному образованию объектов размещения отходов;


— обосновать необходимость строительства новых или реконструкции старых объектов в сфере обращения с отходами, а также ликвидации или консервации имеющихся несанкционированных объектов размещения отходов;


— реализовать строительство новых или реконструкцию старых объектов в сфере обращения с отходами силами самого муниципального образования или с привлечением инвесторов.


К. А. Зонов


Возврат к списку

Реестр лицензий: Ульяновская область


















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ