О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения отходов производства и потребления на территории Ульяновской области


В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.10.2007 г. № 360 Госэкоконтроль осуществляет ведение регионального кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области. Одна из основных составляющих Кадастра — это Реестр объектов образования и размещения отходов производства и потребления области. Согласно действующему законодательству, в Реестр могут быть включены объекты размещения отходов, соответствующие всем экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к таким объектам.


Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены некоторые существенные изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».


В том числе, Законом в новой редакции с 01.01.2010 г. запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.


То есть, после указанного срока размещение отходов на объектах, не соответствующих требованиям природоохранного законодательства, полностью запрещается.


В соответствии с действующим законодательством (ФЗ № 131, № 7, № 89 организация сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Информация о том, что необходимо срочно привести в соответствие и получить лицензию на свои объекты размещения отходов, неоднократно доводилась до глав районов и городов как Госэкоконтролем, так и Правительством области.


Некоторые положительные примеры движения в этом направлении имеются: определились с необходимым количеством свалок ТБО в Майнском, Кузоватовском, Павловском и Цильнинском районах (остальные сельские районы пока, видимо, «определяются»).


По городу Димитровград и в правобережье Ульяновска ситуация стабильная, существующие объекты соответствуют требованиям законодательства и работают устойчиво. Свалка в левобережье Ульяновска переполнена и, вероятно, потребует в ближайшее время поиска альтернативных вариантов.


Существуют некоторые проблемы с размещением ТБО города Новоульяновска, имеющаяся свалка закрыта решением суда, но, с учетом небольшого плеча доставки, отходы данного муниципального образования в полном объеме можно перенаправить на Большеключищенский полигон города Ульяновска.


Для формирования в Ульяновской области комплексной системы обращения с отходами на данном примере целесообразно рассмотреть вариант создания межмуниципальных (межрайонных) полигонов ТБО (по примеру Нижегородской области, в которой разработана программа создания 8 межмуниципальных полигонов с плечом доставки отходов не более 50 км).


Учитывая рекомендации федерального центра, в сферу обращения с отходами муниципальным образованиям необходимо шире привлекать частный бизнес и создавать условия конкуренции (идей, проектов, инвестиционных возможностей, себестоимости, тарифов, социальных обязательств и т. д.) при выборе партнера по организации объекта размещения отходов для муниципального образования.


В 2003 году Главным управлением природных ресурсов по Ульяновской области были составлены 2 государственных реестра объектов размещения отходов: отходов производства и потребления (учтено 585 объектов) и биологических отходов (учтено 394 объекта). Указанные реестры федеральными либо областными правовыми актами утверждены не были.


В 2008 году Комитетом проведен анализ существующей ситуации с объектами размещения отходов. За истекшие 5 лет существенно сократилось количество объектов, изменились собственники и балансодержатели объектов, зарегистрированных в государственном реестре объектов размещения отходов от 2003 года.


Остановлюсь на существующем состоянии свалок и полигонов ТБО. На начало 2009 г. в области их учтено 289, в том числе: полигонов 9, свалок санкционированных 122, несанкционированных 158. Можно сделать однозначный вывод, что необходимости в таком количестве объектов размещения отходов у муниципальных образований области нет. В связи с большой стоимостью строительства и эксплуатации полигонов ТБО, всем муниципальным образованиям необходимо незамедлительно определиться с необходимым количеством и месторасположением таких объектов.


По результатам обработки поступившей информации, а также на основании проведенных Госэкоконтролем проверок, можно сделать вывод, что на всех существующих свалках нарушаются экологические требования к объектам размещения отходов, определенные статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления»:


1. Отсутствуют разрешения, лицензии, выданные федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на размещение свалок. Мало того, на половину объектов нет разрешений и согласований по их размещению на конкретном земельном участке от органов местного самоуправления районного уровня.


2. Отсутствуют геологические и гидрологические исследования, а, следовательно, и заключения о возможности размещения отходов на подавляющем большинстве эксплуатируемых площадок.


3. Не проводится мониторинг состояния окружающей среды ни на территориях объектов размещения отходов, ни в пределах их воздействия на окружающую среду.


4. Допускается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, рекреационных и водоохранных зонах, а также на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Практически все свалки являются постоянными источниками загрязнения подземных вод, в том числе используемых для хозяйственно-питьевых целей.


5. Эксплуатация свалок ведется с нарушением, а зачастую и при полном отсутствии каких-либо технологий по захоронению отходов.


Для примера, на территории Старомайнского района все свалки располагаются на землях сельхозназначения — свалка с. Кубра (Радищевский район) располагается в 100 м от пруда, свалка с. Новые Зимницы (Старокулаткинский район) — в 300 м от речки. И таких фактов очень много.


На подавляющем большинстве свалок в районах области не ведется учет поступающих отходов. Данные по объемам накопленных отходов для перечня объектов размещения отходов представлены на «вскидку». В этой связи возникает серьезный вопрос о достоверности сведений о реальных объемах накопленных в области отходов.


Исходя из вышеперечисленного, большинство эксплуатируемых объектов размещения ТБО, если не сказать, что практически все, не могут быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов. Таким образом, для внесения в региональный реестр объектов размещения отходов необходимо будет привести в соответствие с требованиями законодательства каждый такой объект.


Для этого в рамках организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды (п. 9 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ) каждому муниципальному району и городскому округу необходимо незамедлительно сформировать план мероприятий по приведению объектов размещения отходов в соответствие с санитарно-гигиеническими и экологическими нормами, в котором:


— на основании генеральных схем очистки территории определить приоритетный перечень необходимых муниципальному образованию объектов размещения отходов;


— обосновать необходимость строительства новых или реконструкции старых объектов в сфере обращения с отходами, а также ликвидации или консервации имеющихся несанкционированных объектов размещения отходов;


— реализовать строительство новых или реконструкцию старых объектов в сфере обращения с отходами силами самого муниципального образования или с привлечением инвесторов.


К. А. Зонов


Возврат к списку

Экологический кодекс Ульяновской области Порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт Инвестиционная карта лесного комплекса Ульяновской области Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов Реализация 455-фз Реализация 415-фз Кадастр отходов Всероссийская информационная компания «Против поджогов сухой травы» title= Школьные лесничества Ульяновской области ОГБУ Центр по обеспечению пожарной безопасности Общественные природоохранные движения Антикоррупционная работа Обращения граждан Особо охраняемые природные территории Ульяновской области Ежегодные соревнования за достижение высоких показателей в трудовой деятельности среди предприятий и организаций Обзор состояния окружающей среды Отчётность МСП Бесплатная юридическая помощь инвестиционная и предпринимательская деятельность Открытые данные Написать сообщение Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Фоторепортажи

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

Опрос

Социологический опрос на тему "Как Вы оцениваете качество государственных услуг, оказываемых Министерством"

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в рамках подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации об эффективности антикоррупционных мер и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: