О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области

О состоянии объектов размещения ТБО и их государственной регистрации на территории Ульяновской области


Госэкоконтроль ведёт учёт всех объектов размещения отходов на территории Ульяновской области. На начало 2010 г. в области учтено 319 объектов размещения ТБО (в том числе несанкционированных – 161) общей площадью 660 га: из них всего 5 полигонов – г. Ульяновск (у сёл Баратаевка, Красный Яр и Большие Ключищи), г. Димитровград и г.Инза. Остальные объекты для размещения ТБО, именующиеся полигонами, по сути, такового статуса не имеют. Законсервированных (неиспользуемых) объектов в этом списке – 36. Количество объектов размещения отходов производства и потребления по сравнению с 2008 годом немного увеличилось (с 314 объектов).


Кроме того, на территории населённых пунктов и прилегающей к ним территории имеется 209 несанкционированных свалок (помоек) бытового, строительного и промышленного мусора на общей площади 370 га.


Федеральным законом 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что с 01.01.2010 запрещается размещение отходов на объектах, не внесённых в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - Реестр). То есть, до указанного срока должны были быть внесены в Реестр все объекты размещения отходов производства и потребления, а также биологических отходов.


Этим же законом определены требования к объектам размещения отходов: наличие разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, наличие положительного гидрогеологического заключения и положительного заключения экологической экспертизы, ведение мониторинга окружающей среды, контроль собственниками за состоянием окружающей среды после окончания эксплуатации объекта, внесение объекта в Реестр.


В настоящий момент лицензию на размещение ТБО имеют 13 объектов размещения бытовых отходов: 3 – в Ульяновске, по одному в Димитровграде, Барышском, Вешкаймском, Инзенском, Кузоватовском, Новоспасском, Сурском, Тереньгульском, Цильнинском и Чердаклинском районах.


Следовательно, на остальных свалках ТБО в поселениях и райцентрах, следуя букве закона, отходы размещать нельзя. Известные альтернативные варианты в связи с близостью к ульяновским объектам размещения отходов имеются у г. Новоульяновска и Ульяновского района. А вот куда будут размещать свои отходы остальные 10 районов – большой вопрос.


Следует отметить, что до настоящего времени порядок ведения Реестра объектов размещения отходов уполномоченным Правительством РФ федеральным органом не определён. Поэтому вести речь о немедленном и безоговорочном закрытии всех объектов, не включённых в Реестр, пока преждевременно. Но, такое временное послабление муниципалитетам необходимо срочно использовать для решения всех вопросов со своими объектами размещения отходов. На деле же этого, к сожалению, не происходит.


В 2009 - 2010 годах Госэкоконтролем проведены проверки 43 администраций муниципальных образований Ульяновской области, из них 13 – муниципальных районов и городов, 18 – городских и 12 сельских поселений. Выявлено нарушений - 210, выдано предписаний - 40, наложено штрафов на сумму 82 тыс. рублей. В 2010 году начаты проверки выполнения администрациями поселений ранее выданных предписаний, проведено 6 внеплановых проверок; результат – в 5-ти поселениях предписания инспекторов не выполнены, дела направлены в суд для привлечения руководителей к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ и выданы новые предписания.


В ходе проверок выявлены следующие типичные нарушения:

  • отсутствие у муниципальных районов программ по охране окружающей среды, предусматривающих ликвидацию свалок, организацию раздельного сбора отходов по видам и организацию временных мусоросборных или мусороперегрузочных площадок, а у кого таковая имеется - прослеживается цепочка нефинансируемых из местного бюджета мероприятий по охране окружающей среды;
  • наличие на территории поселений несанкционированных (стихийных) мест размещения отходов;
  • отсутствие у администраций, как юридических лиц, проектов нормативов, а также разрешений на сброс и выброс загрязняющих веществ, утверждённых лимитов на размещение отходов;
  • отсутствие у руководителей обязательной профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды;
  • практически все администрации сами имеют задолженность перед бюджетами по плате за негативное воздействие на окружающую среду;
  • на всех существующих в муниципалитетах свалках ТБО нарушаются экологические требования к объектам размещения отходов.

По инициативе органов прокуратуры, с участием Госэкоконтроля решениями судов за несоответствие экологическим требованиям только за 2008 - 2009 годы в области были закрыты 32 поселенческие свалки (19 – в Старокулаткинском районе, 9 – в Карсунском районе, по одной в Новоульяновске, Старой Майне и с.Тетюшском Ульяновского района). В 2007 году прекращено захоронение отходов на Ишеевском полигоне ТБО. И надо отметить, что процесс закрытия несанкционированных свалок решениями судов продолжается и в 2010 году.


Конечно, для решения проблемы утилизации бытовых отходов необходимо выделение немалых финансовых средств. Но нужно учесть, что в 2009 году от платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Ульяновской области поступило без малого 50 млн. рублей, столько же поступило и в муниципальные бюджеты. При этом, усилиями кустовых инспекторов Госэкоконтроля, в 2009 году практически во всех муниципальных образованиях поступление платы увеличилось (за исключением г.Ульяновска и г.Новоульяновска, где платежи снизились из-за снижения объёмов производства крупнейших градообразующих предприятий).


Федеральным законодательством полномочия по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки промышленных и бытовых отходов возложены на органы местного самоуправления.


Поэтому, предлагаю обратить внимание муниципальных районов на необходимость предусматривать направление средств, поступающих в бюджеты от платы за негативное воздействие на окружающую среду, в полном объёме для финансирования природоохранных мероприятий.


А в связи с существующими полномочиями в сфере отходов, муниципалитетам в первую очередь средства необходимо направлять на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок, приведению действующих свалок в соответствие с экологическими и санитарными требованиями и строительство новых полигонов ТБО.



Председатель Комитета по
государственному контролю в сфере
природопользованию и охраны
окружающей среды Ульяновской области                                                    К.А.Зонов


Возврат к списку

Экологический кодекс Ульяновской области Порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт Инвестиционная карта лесного комплекса Ульяновской области Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов Реализация 455-фз Реализация 415-фз Кадастр отходов Всероссийская информационная компания «Против поджогов сухой травы» title= Школьные лесничества Ульяновской области ОГБУ Центр по обеспечению пожарной безопасности Общественные природоохранные движения Антикоррупционная работа Обращения граждан Особо охраняемые природные территории Ульяновской области Ежегодные соревнования за достижение высоких показателей в трудовой деятельности среди предприятий и организаций Обзор состояния окружающей среды Отчётность МСП Бесплатная юридическая помощь инвестиционная и предпринимательская деятельность Открытые данные Написать сообщение Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Фоторепортажи

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

Опрос

Социологический опрос на тему "Как Вы оцениваете качество государственных услуг, оказываемых Министерством"

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в рамках подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации об эффективности антикоррупционных мер и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год:


Качественные перевозки газелями по Москве и области. Чёткие перевозки газель по Москве и области.;GSM сигнализация Кситал, умный дом