Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

№ МП-

заседание Правительства

22.02.2012

Докладчик: Долинин К.А.

Доклад

«Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области

в 2011 году и задачах на 2012 год»

Комитет Госэконадзора является специально уполномоченным органом Ульяновской области в сфере государственного экологического надзора и осуществляет в своей деятельности следующие полномочия:

В области охраны окружающей среды - контроль за сбросами и выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, обращением с отходами и платой за негативное воздействие на окружающую среду на объектах хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов федерального экологического контроля (перечень утверждён Минприроды РФ), контроль за охраной и использованием ООПТ регионального значения и объектов растительного мира, а также устанавливает нормативы качества окружающей среды.

В области природопользования - контроль за использованием и охраной: недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, водных объектов (за исключением водных объектов федерального контроля), объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания (в том числе отнесённых к объектам охоты).

В сфере лицензирования заготовки, переработки и реализации лома чёрных и цветных металлов осуществляет предоставление соответствующих лицензий, их переоформление, приостановление и аннулирование в судебном порядке, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также ведёт реестр лицензий.

В области организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Комитет обеспечивает функционирование регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации в Росатом.

Комитет также осуществляет организацию и ведение регионального Кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области.

В экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации, составленным по итогам 2011 года независимой общественной организацией «Зелёный патруль» («Green Patrol»), Ульяновская область занимает 25 (в 2010 году - 19) место среди субъектов России и 5 (3) место в ПФО. Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранного, социально-экологического и промышленно-экологического. По показателю природоохранного индекса, учитывающего деятельность региональных природоохранных ведомств и контролирующих органов, наша область также сохраняет высокие позиции: 21 (14) место среди всех субъектов РФ и 1 (1) место в ПФО.

В Ульяновской области на начало 2012 года зарегистрировано 68 020 природопользователей и природных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в том числе 62 877 юридических лиц и предпринимателей, 5 143 природных объекта (1974 рек и ручьёв, 144 ООПТ с учётом 11 вновь образованных в 2011 году, 1223 озера, 493 торфяных болота, 1200 родников, 109 месторождений общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ).

Основные задачи на 2012 год: организации государственного контроля в условиях снижения административной нагрузки на предпринимателей и юридических лиц обеспечение положительной динамики поступления в бюджет области платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в целом выполнены. Планом Госэкоконтроля на 2012 год предусмотрено проведение проверок 204 юридических лиц и предпринимателей, из них 57 проверок – совместно с другими органами государственного и муниципального контроля.

Обеспечено увеличение доли исполнения выданных предписаний и взыскиваемости наложенных штрафов, приняты от Минприроды Ульяновской области полномочия по надзору за охраной объектов животного мира, продолжено регулярное проведение рейдов, в том числе совместно с органами прокуратуры, по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Дала положительный эффект работа с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по экологическим платежам муниципальными бюджетными учреждениями.

Необходимо отметить улучшение состояния придорожных полос автодорог общего пользования: в прошедшем году установлен лишь один факт наличия свалки мусора и отходов в районе пос.Плодовый на автодороге Ульяновск-Сызрань.

К сожалению, не дали положительных результатов усилия Комитета, а также других исполнительных и контролирующих областных органов, по организации органами местного самоуправления раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь - ртутьсодержащих.

В 2011 году проведено 418 контрольно-надзорных мероприятий, из них: 179 плановых и 34 внеплановых проверок, 89 рейдовых проверок, в том числе 28 совместно с прокуратурой и УВД, 116 выездов по обращениям граждан. В 2010 году – 419, из них: 166 плановых и 50 внеплановых проверок, 106 рейдов, 97 выездов по обращениям граждан.

По итогам контрольных мероприятий в 2011 году:

- выявлено 408 нарушений (в 2009 – 601, в 2010 – 628), рассмотрено 384 дела об административных правонарушениях (в 2009г. - 316, 2010г. – 407), привлечено к административной ответственности 355 лиц (в 2009 – 365, 2010 - 398 лиц), в том числе 11 юридических и 314 должностных, наложено штрафов на сумму 2 047,0 тыс.руб. (2 976,0 тыс.руб.), взыскано штрафов –2 111,0 тыс.руб. (103,1%), в том числе 1556,3 тыс.руб. (76%) – текущего года и 554,7 тыс.руб – прошлого года. (в 2009 – 1 656,5 тыс.руб. (60%), в 2010г. – 1 985,1 тыс.руб. (66%);

Из общего объёма контрольных мероприятий, в сфере переданных полномочий по надзору за использованием и охраной объектов животного мира проведено 5 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению лицензионных условий, 55 рейдовых проверок (в том числе в сфере охраны объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Ульяновской области), Выявлено 38 нарушений правил охраны объектов животного мира, в т.ч. отнесённых к объектам охоты и среды их обитания, составлено 30 протоколов, Выдано 2 предписания. вынесено 29 постановлений, а так же составлен протокол и вынесено 1 постановление – пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии). Наложено штрафов на общую сумму 31 тыс. рублей (взыскано 8 тыс. 500 рублей), предъявлен иск на 5 тыс.рублей (оплачен полностью) за гибель лося, произошедшего в результате ДТП. По двум нарушениям (убийство лосёнка в Чердаклинском районе и косули в Ульяновском районе) материалы направлены в правоохранительные органы для возбужденияуголовных дел, изъято 2 охотничьих ружья.

- в апреле – июне проведена операция «Первоцвет» с целью пресечения и предупреждения сбора и продажи растений, занесённых в Красную книгу Ульяновской области.

Фактов и сбора, продажи или заготовки, а также добычи «краснокнижных» животных и растений, не выявлено.

- По результатам рейдов и выездов по обращениям граждан на территории 32 поселений и городов Ульяновской области было зафиксировано более 150 несанкционированных свалок мусора и отходов, 8 руководителей муниципалитетов оштрафованы на 10 тыс. рублей каждый. Судами области рассмотрено 42 иска прокуратуры об обязании администраций поселений ликвидировать свалки, из них удовлетворено 25 исков, 10 исков отозвано в связи с добровольной ликвидацией до судебного заседания.

По имеющимся данным, всего на конец года ликвидирована 51 свалка.

По обращениям граждан проведено 8 административных расследований, по 5 делам производство прекращено (1 свалка ликвидирована), по 1 – объявлено устное замечание, по 1 – судом наложен штраф в размере 10 000 рублей по ст. 8.2 КоАп РФ, по 1- материал находится на рассмотрении в суде;

- в Барышском районе у железнодорожного моста через реку Барыш в результате железнодорожной аварии было допущено загрязнение нефтепродуктами (дизельным топливом и маслом) прилегающего земельного участка и реки Барыш. При этом концентрация нефтепродуктов в почве превысила предельно-допустимую (ПДК) в 122 раза, в воде р.Барыш – в 164 раза, в донных осадках – более чем в 167 раз по отношению к фоновой.

В результате оперативной деятельности КЧС Барышского района и инспекторов Госэконадзора, а также проведёнными Куйбышевской железной дорогой аварийно-восстановительными работами загрязнение земельного участка ликвидировано, поступление в реку нефтепродуктов сведено до минимума: в районе моста концентрация нефтепродуктов в воде на 08.12.2011 превысила предельно-допустимую (ПДК) в 1,6 раза; силами ООО «ПРИОР» откачано 80,2т жидкого нефтешлама и 386,8т загрязнённой воды, собрано и вывезено на утилизацию 3273т загрязнённого грунта, 60 обгоревших деревьев и10 шпал, использовано 20т сорбента для сбора вылившихся нефтепродуктов, завезено 3273т песка и 2010 т чистого грунта для рекультивации, проведено механическое боронование дна и аэрация компрессором донных отложений в районе моста.

Затраты ОАО «РЖД» на рекультивацию грунта и берегов составили 20,78млн.руб.

В августе месяце правоохранительными органами по факту загрязнения окружающей среды в возбуждении уголовного дела было отказано, но по протесту природоохранной прокуратуры в настоящее время проводятся необходимые действия, по результатам которых будет принято окончательное решение.

Оценённый Госэконадзором размер вреда окружающей среде составил 209,48 млн.руб., в т.ч. почвам – 11,75 млн.руб., р. Барыш – 197,73 млн.руб. Окончательный размер вреда водному объекту будет определяться во взаимодействии с управлением Росприроднадзора по Ульяновской области по завершении восстановительных работ на объекте и представлении ОАО «РЖД» и аналитическими организациями необходимых сведений и анализов.

В 2011 году в соответствии с Планом мероприятий по исключению чрезвычайной ситуации, связанной с розливом мазута ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод», продолжено осуществление контроля загрязнённости грунтов и атмосферного воздуха на территории мазутохранилища завода.

- в консолидированный бюджет области было обеспечено поступление 112,86 млн.рублей средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду (в 2010 году - 110 млн. рублей), в том числе по плану дополнительных обязательств- 26,46 млн.рублей (94,5% к плану). Во все уровни бюджетов поступило 141,08 млн.рублей при скорректированном в мае месяце плане 130 млн.рублей. Это на 3,56 млн.рублей больше, чем в 2010 году. Поступление платежей составило 108,5% к плану, к уровню 2010 года – 102,6%.

Невыполнение установленных дополнительных обязательств связывается с внедрением на очистных сооружениях г.Ульяновска технологии режима продлённой аэрации очистки сточных вод, что привело к значительному снижению сброса в Волгу нитратного и аммонийного азота и, соответственно, снижению платежей за сбросы загрязняющих веществ в водный объект на несколько миллионов рублей;

- во всех муниципальных образованиях для руководителей и экологов предприятий, в первую очередь субъектов малого предпринимательства, продолжено проведение обучающих семинаров о требованиях природоохранного законодательства, в которых приняли участие более 1800 слушателей.

В сфере лицензирования оборота лома чёрных и цветных металлов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2012 г. зарегистрирован 101 лицензиат, имеющий 144 лицензии на такой вид деятельности; учтено 187 объектов по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных и цветных металлов.

Госэконадзором проведено 79 проверок, в том числе 44 – по проверке лицензионных требований, из них 10 плановых, составлено 3 протокола по фактам нарушений лицензионных требований. Многие объекты на момент проверок не функционировали. По результатам проверок и заявлению организаций досрочно прекращено действие 5 лицензий, а на 39 объектах - деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации металлолома.

Совместно с УВД по Ульяновской области проведено 35 рейдовых проверок нелегальных пунктов приёма металлолома, в результате составлено протоколов за осуществление безлицензионной деятельности по заготовке металлолома.

Госэконадзором с 2008 года ведётся региональных кадастр отходов производства и потребления (кроме радиоактивных). Основные виды отходов, отражаемых в региональном кадастре: бытовые (коммунальные), промышленные, сельскохозяйственные, биологические, медицинские.

В связи с тем, что Кадастр отходов за 2011 год будет сформирован в начале 2 квартала 2012 года, приводим данные по 2010 году.

Общий объём образования отходов, по данным статистического учёта, составил 388,7тыс. тонн, а с учётом накопленных за прошлые годы (45,9 тыс. тонн) и поступивших от других организаций (477,1 тыс. тонн) - 911,7тыс.тонн.

В общем объёме образовавшихся отходов преобладают 5 класса опасности (практически неопасные) – 215,9 тыс. тонн (55,5%). На опасные отходы приходится 172,8 тыс. тонн, в том числе 4 класса (малоопасные) – 69,1 тыс. тонн (17,8%). 1-3 классов опасности (высоко- и чрезвычайноопасные) - 103,7 тыс. тонн (26,7%).

На территории области учтено 364 объекта размещения отходов производства и потребления (свалки, полигоны, хранилища) общей площадью 699,74 га. Из них: 316 свалок и полигонов бытовых отходов (накоплено около 4632359,95 т); 48 –размещения промышленных отходов (накоплено 622744,55 т). Законсервированных объектов в этом списке – 78. Всего на объектах накоплено отходов производства и потребления: 5,25млн.тонн, в том числе 4,63млн.тонн - бытовых, 0,62млн.тонн – промышленных.

Кроме этого, имеется 289 объектов утилизации и захоронения биологических отходов (скотомогильников и биотермических ям), из них законсервированных– 121, сибиреязвенных – 36.

Количественный состав объектов размещения отходов производства и потребления по сравнению с 2009 годом уменьшился, поскольку ряд мелких объектов размещения отходов был ликвидирован, однако количество учтённых накопленных отходов в населённых пунктах возросло.

Необходимо отметить, что ситуация с ведением мониторинга состояния окружающей среды на объектах размещения бытовых и биологических отходов не меняется. Мониторинг ведётся частично на Баратаевской свалке (ООО «ЦЭТ»), на полигоне ТБО ООО «Контракт плюс» г.Ульяновска и на полигоне ООО «СЭТ» г. Димитровграда. На части крупных промышленных предприятий мониторинг ведётся частично, в основном - это мониторинг атмосферного воздуха.

Кадастром учтена 21 технология по использованию и переработке и обезвреживанию отходов, применяемых на предприятиях Ульяновской области.

Госэконадзор Ульяновской области осуществляет функции Регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации в единой системе государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, за исключением НИИАРа.

В настоящее время на территории области зарегистрировано 7 организаций регионального уровня учёта, использующих в своей деятельности 445 единиц приборов и оборудования с радионуклидами: это медицинские учреждения, промышленные предприятия, учебные заведения, предприятия, осуществляющие геофизические исследования. В прошедшем году на этих объектах нарушений с обращением радиоактивных веществ и отходов не зафиксировано, загрязнения окружающей среды радионуклидами не выявлено.

В 2011 году 3 организации в связи с демонтажем и захоронением радиоактивных источников, прекратили свою деятельность.

Установление нормативов качества окружающей среды. Во исполнение задач, поставленных Президентом РФ Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010, а также исходя продолжающегося повышения уровня загрязнения атмосферного воздуха и воды поверхностных водных объектов Правительством области было дано поручение, а Госэконадзором Ульяновской области был разработан проект приказа «Об установлении нормативов качества окружающей среды на территории Ульяновской области». Но, в связи с тем, что Правительством России не разработаны нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий, а Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой Приказ был признан не соответствующим требованиям федерального законодательства, на территории Ульяновкой области действуют нормативы предельно-допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для водных объектов и атмосферного воздуха, установленные на федеральном уровне.

Кроме того, при установлении региональных нормативов качества окружающей среды требуется проведение научно-исследовательских работ по их разработке, экспертиз и иных затратных мероприятий. В силу отсутствия соответствующей материальной базы и финансирования на эти цели, Комитет ограничился рамочным нормативным актом.

В Приказе предполагалось установить на территории Ульяновской области нормативы качества окружающей среды на уровне утверждённых в установленном порядке федеральными органами власти предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) для атмосферного воздуха – ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, для водных объектов – на уровне ПДК и ОБУВ химических веществ в воде водных объектов в зависимости от установленной категории водного объекта.

Также предлагалось субъектам хозяйственной деятельности и исполнительным органам государственной власти на территории Ульяновской области при разработке, переработке и согласовании нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты строго придерживаться нормативов качества окружающей среды на уровне утверждённых в установленном порядке федеральными органами власти ПДК и ОБУВ.

Основные задачи в сфере регионального государственного экологического контроля на 2012 год:

1. Как и в 2011, необходимо особое внимание уделять организации государственного надзора в условиях снижения административной нагрузки на предпринимателей и юридических лиц.

2. Госинспекторам обеспечить полный контроль за исполнением выданных предписаний по устранению нарушений законодательства.

3. Обеспечить дальнейший рост показателя взыскания штрафов по вступившим в законную силу постановлениям.

4. Продолжить проведение рейдов, в том числе совместно с органами прокуратуры, по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов, а также выявлению незаконного пользования недрами и водными объектами, подлежащими региональному экологическому надзору.

5. Продолжить работу с органами местного самоуправления по организации ими раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь необходимо обеспечить сбор, накопление и вывоз на утилизацию бытовых ртутьсодержащих отходов.

6. Продолжать работу с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по экологическим платежам муниципальными бюджетными учреждениями.


Возврат к списку

Экологический кодекс Ульяновской области Порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учёт Инвестиционная карта лесного комплекса Ульяновской области Реализация 455-фз Реализация 415-фз Кадастр отходов Всероссийская информационная компания «Против поджогов сухой травы» title= Школьные лесничества Ульяновской области ОГБУ Центр по обеспечению пожарной безопасности Общественные природоохранные движения Антикоррупционная работа Обращения граждан Особо охраняемые природные территории Ульяновской области Ежегодные соревнования за достижение высоких показателей в трудовой деятельности среди предприятий и организаций Обзор состояния окружающей среды Отчётность МСП Бесплатная юридическая помощь инвестиционная и предпринимательская деятельность Открытые данные Написать сообщение Выдача охотничьих билетов единого федерального образца

Фоторепортажи

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

Опрос

Социологический опрос на тему "Как Вы оцениваете качество государственных услуг, оказываемых Министерством"

Просим Вас принять участие в опросе, который проводится в рамках подготовки Доклада Общественной палаты Российской Федерации об эффективности антикоррупционных мер и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики.

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: