Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

Доклад «Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области в 2011 году и задачах на 2012 год»

№ МП-

заседание Правительства

22.02.2012

Докладчик: Долинин К.А.

Доклад

«Об итогах работы Комитета по региональному государственному экологическому надзору Ульяновской области

в 2011 году и задачах на 2012 год»

Комитет Госэконадзора является специально уполномоченным органом Ульяновской области в сфере государственного экологического надзора и осуществляет в своей деятельности следующие полномочия:

В области охраны окружающей среды - контроль за сбросами и выбросами загрязняющих веществ в окружающую среду, обращением с отходами и платой за негативное воздействие на окружающую среду на объектах хозяйственной и иной деятельности за исключением объектов федерального экологического контроля (перечень утверждён Минприроды РФ), контроль за охраной и использованием ООПТ регионального значения и объектов растительного мира, а также устанавливает нормативы качества окружающей среды.

В области природопользования - контроль за использованием и охраной: недр, содержащих общераспространённые полезные ископаемые, водных объектов (за исключением водных объектов федерального контроля), объектов животного мира и водных биологических ресурсов и среды их обитания (в том числе отнесённых к объектам охоты).

В сфере лицензирования заготовки, переработки и реализации лома чёрных и цветных металлов осуществляет предоставление соответствующих лицензий, их переоформление, приостановление и аннулирование в судебном порядке, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий, а также ведёт реестр лицензий.

В области организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов Комитет обеспечивает функционирование регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации в Росатом.

Комитет также осуществляет организацию и ведение регионального Кадастра отходов производства и потребления Ульяновской области.

В экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации, составленным по итогам 2011 года независимой общественной организацией «Зелёный патруль» («Green Patrol»), Ульяновская область занимает 25 (в 2010 году - 19) место среди субъектов России и 5 (3) место в ПФО. Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранного, социально-экологического и промышленно-экологического. По показателю природоохранного индекса, учитывающего деятельность региональных природоохранных ведомств и контролирующих органов, наша область также сохраняет высокие позиции: 21 (14) место среди всех субъектов РФ и 1 (1) место в ПФО.

В Ульяновской области на начало 2012 года зарегистрировано 68 020 природопользователей и природных объектов, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в том числе 62 877 юридических лиц и предпринимателей, 5 143 природных объекта (1974 рек и ручьёв, 144 ООПТ с учётом 11 вновь образованных в 2011 году, 1223 озера, 493 торфяных болота, 1200 родников, 109 месторождений общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ).

Основные задачи на 2012 год: организации государственного контроля в условиях снижения административной нагрузки на предпринимателей и юридических лиц обеспечение положительной динамики поступления в бюджет области платежей за негативное воздействие на окружающую среду, в целом выполнены. Планом Госэкоконтроля на 2012 год предусмотрено проведение проверок 204 юридических лиц и предпринимателей, из них 57 проверок – совместно с другими органами государственного и муниципального контроля.

Обеспечено увеличение доли исполнения выданных предписаний и взыскиваемости наложенных штрафов, приняты от Минприроды Ульяновской области полномочия по надзору за охраной объектов животного мира, продолжено регулярное проведение рейдов, в том числе совместно с органами прокуратуры, по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов. Дала положительный эффект работа с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по экологическим платежам муниципальными бюджетными учреждениями.

Необходимо отметить улучшение состояния придорожных полос автодорог общего пользования: в прошедшем году установлен лишь один факт наличия свалки мусора и отходов в районе пос.Плодовый на автодороге Ульяновск-Сызрань.

К сожалению, не дали положительных результатов усилия Комитета, а также других исполнительных и контролирующих областных органов, по организации органами местного самоуправления раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь - ртутьсодержащих.

В 2011 году проведено 418 контрольно-надзорных мероприятий, из них: 179 плановых и 34 внеплановых проверок, 89 рейдовых проверок, в том числе 28 совместно с прокуратурой и УВД, 116 выездов по обращениям граждан. В 2010 году – 419, из них: 166 плановых и 50 внеплановых проверок, 106 рейдов, 97 выездов по обращениям граждан.

По итогам контрольных мероприятий в 2011 году:

- выявлено 408 нарушений (в 2009 – 601, в 2010 – 628), рассмотрено 384 дела об административных правонарушениях (в 2009г. - 316, 2010г. – 407), привлечено к административной ответственности 355 лиц (в 2009 – 365, 2010 - 398 лиц), в том числе 11 юридических и 314 должностных, наложено штрафов на сумму 2 047,0 тыс.руб. (2 976,0 тыс.руб.), взыскано штрафов –2 111,0 тыс.руб. (103,1%), в том числе 1556,3 тыс.руб. (76%) – текущего года и 554,7 тыс.руб – прошлого года. (в 2009 – 1 656,5 тыс.руб. (60%), в 2010г. – 1 985,1 тыс.руб. (66%);

Из общего объёма контрольных мероприятий, в сфере переданных полномочий по надзору за использованием и охраной объектов животного мира проведено 5 плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению лицензионных условий, 55 рейдовых проверок (в том числе в сфере охраны объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Ульяновской области), Выявлено 38 нарушений правил охраны объектов животного мира, в т.ч. отнесённых к объектам охоты и среды их обитания, составлено 30 протоколов, Выдано 2 предписания. вынесено 29 постановлений, а так же составлен протокол и вынесено 1 постановление – пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения (лицензии). Наложено штрафов на общую сумму 31 тыс. рублей (взыскано 8 тыс. 500 рублей), предъявлен иск на 5 тыс.рублей (оплачен полностью) за гибель лося, произошедшего в результате ДТП. По двум нарушениям (убийство лосёнка в Чердаклинском районе и косули в Ульяновском районе) материалы направлены в правоохранительные органы для возбужденияуголовных дел, изъято 2 охотничьих ружья.

- в апреле – июне проведена операция «Первоцвет» с целью пресечения и предупреждения сбора и продажи растений, занесённых в Красную книгу Ульяновской области.

Фактов и сбора, продажи или заготовки, а также добычи «краснокнижных» животных и растений, не выявлено.

- По результатам рейдов и выездов по обращениям граждан на территории 32 поселений и городов Ульяновской области было зафиксировано более 150 несанкционированных свалок мусора и отходов, 8 руководителей муниципалитетов оштрафованы на 10 тыс. рублей каждый. Судами области рассмотрено 42 иска прокуратуры об обязании администраций поселений ликвидировать свалки, из них удовлетворено 25 исков, 10 исков отозвано в связи с добровольной ликвидацией до судебного заседания.

По имеющимся данным, всего на конец года ликвидирована 51 свалка.

По обращениям граждан проведено 8 административных расследований, по 5 делам производство прекращено (1 свалка ликвидирована), по 1 – объявлено устное замечание, по 1 – судом наложен штраф в размере 10 000 рублей по ст. 8.2 КоАп РФ, по 1- материал находится на рассмотрении в суде;

- в Барышском районе у железнодорожного моста через реку Барыш в результате железнодорожной аварии было допущено загрязнение нефтепродуктами (дизельным топливом и маслом) прилегающего земельного участка и реки Барыш. При этом концентрация нефтепродуктов в почве превысила предельно-допустимую (ПДК) в 122 раза, в воде р.Барыш – в 164 раза, в донных осадках – более чем в 167 раз по отношению к фоновой.

В результате оперативной деятельности КЧС Барышского района и инспекторов Госэконадзора, а также проведёнными Куйбышевской железной дорогой аварийно-восстановительными работами загрязнение земельного участка ликвидировано, поступление в реку нефтепродуктов сведено до минимума: в районе моста концентрация нефтепродуктов в воде на 08.12.2011 превысила предельно-допустимую (ПДК) в 1,6 раза; силами ООО «ПРИОР» откачано 80,2т жидкого нефтешлама и 386,8т загрязнённой воды, собрано и вывезено на утилизацию 3273т загрязнённого грунта, 60 обгоревших деревьев и10 шпал, использовано 20т сорбента для сбора вылившихся нефтепродуктов, завезено 3273т песка и 2010 т чистого грунта для рекультивации, проведено механическое боронование дна и аэрация компрессором донных отложений в районе моста.

Затраты ОАО «РЖД» на рекультивацию грунта и берегов составили 20,78млн.руб.

В августе месяце правоохранительными органами по факту загрязнения окружающей среды в возбуждении уголовного дела было отказано, но по протесту природоохранной прокуратуры в настоящее время проводятся необходимые действия, по результатам которых будет принято окончательное решение.

Оценённый Госэконадзором размер вреда окружающей среде составил 209,48 млн.руб., в т.ч. почвам – 11,75 млн.руб., р. Барыш – 197,73 млн.руб. Окончательный размер вреда водному объекту будет определяться во взаимодействии с управлением Росприроднадзора по Ульяновской области по завершении восстановительных работ на объекте и представлении ОАО «РЖД» и аналитическими организациями необходимых сведений и анализов.

В 2011 году в соответствии с Планом мероприятий по исключению чрезвычайной ситуации, связанной с розливом мазута ФГУП «ПО «Ульяновский машиностроительный завод», продолжено осуществление контроля загрязнённости грунтов и атмосферного воздуха на территории мазутохранилища завода.

- в консолидированный бюджет области было обеспечено поступление 112,86 млн.рублей средств от платы за негативное воздействие на окружающую среду (в 2010 году - 110 млн. рублей), в том числе по плану дополнительных обязательств- 26,46 млн.рублей (94,5% к плану). Во все уровни бюджетов поступило 141,08 млн.рублей при скорректированном в мае месяце плане 130 млн.рублей. Это на 3,56 млн.рублей больше, чем в 2010 году. Поступление платежей составило 108,5% к плану, к уровню 2010 года – 102,6%.

Невыполнение установленных дополнительных обязательств связывается с внедрением на очистных сооружениях г.Ульяновска технологии режима продлённой аэрации очистки сточных вод, что привело к значительному снижению сброса в Волгу нитратного и аммонийного азота и, соответственно, снижению платежей за сбросы загрязняющих веществ в водный объект на несколько миллионов рублей;

- во всех муниципальных образованиях для руководителей и экологов предприятий, в первую очередь субъектов малого предпринимательства, продолжено проведение обучающих семинаров о требованиях природоохранного законодательства, в которых приняли участие более 1800 слушателей.

В сфере лицензирования оборота лома чёрных и цветных металлов в Ульяновской области по состоянию на 01.01.2012 г. зарегистрирован 101 лицензиат, имеющий 144 лицензии на такой вид деятельности; учтено 187 объектов по заготовке, хранению, переработке и реализации лома чёрных и цветных металлов.

Госэконадзором проведено 79 проверок, в том числе 44 – по проверке лицензионных требований, из них 10 плановых, составлено 3 протокола по фактам нарушений лицензионных требований. Многие объекты на момент проверок не функционировали. По результатам проверок и заявлению организаций досрочно прекращено действие 5 лицензий, а на 39 объектах - деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации металлолома.

Совместно с УВД по Ульяновской области проведено 35 рейдовых проверок нелегальных пунктов приёма металлолома, в результате составлено протоколов за осуществление безлицензионной деятельности по заготовке металлолома.

Госэконадзором с 2008 года ведётся региональных кадастр отходов производства и потребления (кроме радиоактивных). Основные виды отходов, отражаемых в региональном кадастре: бытовые (коммунальные), промышленные, сельскохозяйственные, биологические, медицинские.

В связи с тем, что Кадастр отходов за 2011 год будет сформирован в начале 2 квартала 2012 года, приводим данные по 2010 году.

Общий объём образования отходов, по данным статистического учёта, составил 388,7тыс. тонн, а с учётом накопленных за прошлые годы (45,9 тыс. тонн) и поступивших от других организаций (477,1 тыс. тонн) - 911,7тыс.тонн.

В общем объёме образовавшихся отходов преобладают 5 класса опасности (практически неопасные) – 215,9 тыс. тонн (55,5%). На опасные отходы приходится 172,8 тыс. тонн, в том числе 4 класса (малоопасные) – 69,1 тыс. тонн (17,8%). 1-3 классов опасности (высоко- и чрезвычайноопасные) - 103,7 тыс. тонн (26,7%).

На территории области учтено 364 объекта размещения отходов производства и потребления (свалки, полигоны, хранилища) общей площадью 699,74 га. Из них: 316 свалок и полигонов бытовых отходов (накоплено около 4632359,95 т); 48 –размещения промышленных отходов (накоплено 622744,55 т). Законсервированных объектов в этом списке – 78. Всего на объектах накоплено отходов производства и потребления: 5,25млн.тонн, в том числе 4,63млн.тонн - бытовых, 0,62млн.тонн – промышленных.

Кроме этого, имеется 289 объектов утилизации и захоронения биологических отходов (скотомогильников и биотермических ям), из них законсервированных– 121, сибиреязвенных – 36.

Количественный состав объектов размещения отходов производства и потребления по сравнению с 2009 годом уменьшился, поскольку ряд мелких объектов размещения отходов был ликвидирован, однако количество учтённых накопленных отходов в населённых пунктах возросло.

Необходимо отметить, что ситуация с ведением мониторинга состояния окружающей среды на объектах размещения бытовых и биологических отходов не меняется. Мониторинг ведётся частично на Баратаевской свалке (ООО «ЦЭТ»), на полигоне ТБО ООО «Контракт плюс» г.Ульяновска и на полигоне ООО «СЭТ» г. Димитровграда. На части крупных промышленных предприятий мониторинг ведётся частично, в основном - это мониторинг атмосферного воздуха.

Кадастром учтена 21 технология по использованию и переработке и обезвреживанию отходов, применяемых на предприятиях Ульяновской области.

Госэконадзор Ульяновской области осуществляет функции Регионального информационно-аналитического центра (РИАЦ) по сбору, обработке и передаче информации в единой системе государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, за исключением НИИАРа.

В настоящее время на территории области зарегистрировано 7 организаций регионального уровня учёта, использующих в своей деятельности 445 единиц приборов и оборудования с радионуклидами: это медицинские учреждения, промышленные предприятия, учебные заведения, предприятия, осуществляющие геофизические исследования. В прошедшем году на этих объектах нарушений с обращением радиоактивных веществ и отходов не зафиксировано, загрязнения окружающей среды радионуклидами не выявлено.

В 2011 году 3 организации в связи с демонтажем и захоронением радиоактивных источников, прекратили свою деятельность.

Установление нормативов качества окружающей среды. Во исполнение задач, поставленных Президентом РФ Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010, а также исходя продолжающегося повышения уровня загрязнения атмосферного воздуха и воды поверхностных водных объектов Правительством области было дано поручение, а Госэконадзором Ульяновской области был разработан проект приказа «Об установлении нормативов качества окружающей среды на территории Ульяновской области». Но, в связи с тем, что Правительством России не разработаны нормативы качества окружающей среды, учитывающие состояние особенностей конкретных территорий, а Волжской межрегиональной природоохранной прокуратурой Приказ был признан не соответствующим требованиям федерального законодательства, на территории Ульяновкой области действуют нормативы предельно-допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для водных объектов и атмосферного воздуха, установленные на федеральном уровне.

Кроме того, при установлении региональных нормативов качества окружающей среды требуется проведение научно-исследовательских работ по их разработке, экспертиз и иных затратных мероприятий. В силу отсутствия соответствующей материальной базы и финансирования на эти цели, Комитет ограничился рамочным нормативным актом.

В Приказе предполагалось установить на территории Ульяновской области нормативы качества окружающей среды на уровне утверждённых в установленном порядке федеральными органами власти предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) для атмосферного воздуха – ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, для водных объектов – на уровне ПДК и ОБУВ химических веществ в воде водных объектов в зависимости от установленной категории водного объекта.

Также предлагалось субъектам хозяйственной деятельности и исполнительным органам государственной власти на территории Ульяновской области при разработке, переработке и согласовании нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух и нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты строго придерживаться нормативов качества окружающей среды на уровне утверждённых в установленном порядке федеральными органами власти ПДК и ОБУВ.

Основные задачи в сфере регионального государственного экологического контроля на 2012 год:

1. Как и в 2011, необходимо особое внимание уделять организации государственного надзора в условиях снижения административной нагрузки на предпринимателей и юридических лиц.

2. Госинспекторам обеспечить полный контроль за исполнением выданных предписаний по устранению нарушений законодательства.

3. Обеспечить дальнейший рост показателя взыскания штрафов по вступившим в законную силу постановлениям.

4. Продолжить проведение рейдов, в том числе совместно с органами прокуратуры, по муниципальным образованиям области с целью проверки реализации полномочий по организации сбора, вывоза и утилизации отходов, а также выявлению незаконного пользования недрами и водными объектами, подлежащими региональному экологическому надзору.

5. Продолжить работу с органами местного самоуправления по организации ими раздельного сбора бытовых отходов, в первую очередь необходимо обеспечить сбор, накопление и вывоз на утилизацию бытовых ртутьсодержащих отходов.

6. Продолжать работу с администрациями районов и городов по ликвидации долгов по экологическим платежам муниципальными бюджетными учреждениями.


Возврат к списку
















Территориальная схема обращения с отходами   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ 415-пїЅпїЅ

Областной конкурс профессионального мастерства «Лучший вальщик леса 2016»

Видео

Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга Завершение слета школьных лесничеств" ГТРК "Волга

По Вашему мнению, уровень коррупции в нашей стране за последний год: